Родился художник 3 января 1948 года на станции Киселиха Борского района Нижегородской (Горьковской) области В 1972 году окончил Горьковское художественное училище С 1973 года - постоянный участник областных, зональных, Всесоюзных и Республиканских выставок, имеет персональные выставки В 1978 году окончил Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии С 1982 года является членом Союза художников России С 1983 года является членом правления НОСХ Более 25 лет отвечает за работу с творческой молодежью, под его руководством проведено 11 областных молодёжных выставок В 1985 - 1987 году являлся ответственным секретарём правления Нижегородской организации Союза художников России С 1992 года преподаёт в Нижегородском Художественном училище на живописном отделении. Около 20-и лет занимается восстановлением и строительством храмов, также им спроектировано свыше двух десятков иконостасов в Нижегородской и Ивановской епархиях. Творческая деятельность нижегородского художника Юрия Михайловича Бурова отличается разнообразием и многогранностью - это станковая живопись и графика, иконопись и проектные работы в области прикладного церковного искусства и архитектуры, обязанности члена правления НОСХ. Важными направлениями его работы является опека молодых художников и иконописцев, многолетнее кураторство раздела церковного искусства "Рождественских" выставок НОСХ, активная собственная выставочная деятельность и проведение областных Молодёжных выставок. Также большое место в его жизни занимает педагогическая работа в Нижегородском художественном училище, требующая много сил, времени, терпения и постоянного внимания. Подготовленные им выпускники поступают и успешно учатся во многих творческих вузах России. Художник своё 60-летие ознаменовал выставкой в залах НХУ, на которой представил около 100 работ. Живописные и графические произведения свидетельствуют о чуткости автора ко времени и о его приверженности традициям русской школы изобразительного искусства, с её приоритетом содержательных аспектов и с методом реализма в подходах к формальным поискам в композиции. В творчестве Юрия Бурова можно проследить несколько этапов: в 70-х годах, как в живописи, так и в графике у него наблюдается та острота формальных решений, которая присуща художникам, связанным с кинематографией. Позже цветовая напряжённость и особая заострённость стилистики уступят место колористической тонкости и мягкости, пейзажной лирике и задушевности. Таковы холсты "У колодца", "Тишина", "Рассвет. Ива цветёт" и многие другие работы, где автор, идя за натурой, внимательно всматривается в мир сотворенный Богом, словно боится нарушить гармонию увиденного мотива. В своих произведениях Бурову удаётся через малое отразить большое и в частном увидеть общее. Он является мастером типизации и умело синтезирует массу впечатлений в ёмкий и лаконичный образ. "Сумерки","Заросший двор", "Снег и солнце" и многие другие пейзажи раскрывают очарование неброской природы среднерусской полосы. Сельские и городские мотивы Бурова привлекают точностью структурно-пространственных построений и эмоциональностью цветовых гармоний, передающих особенности состояния природы и эффекты свето-тоновых отношений. Обращаясь к городским сюжетам, художник подчёркивает пластику архитектурных ансамблей и отдельных сооружений, решает пространственные задачи, связанные с особенностями ландшафта и спецификой среды. "Гороховец", "Монастырь на Волге", "Храм Рождества Христова" - произведения, в которых достоверность мотива и художественность образов дают то единение формы и содержания, которые позволяют автору с одной стороны быть свободным, а с другой творить в русле традиции. Как и живопись, своеобразием почерка отличаются графические листы Юрия Бурова. Ранняя графика автора тяготеет к поэтике монументальности. Произведения более поздней поры более лиричны и разнообразны по стилистике от беглых зарисовок до тщательной проработки той или иной темы. Соус, уголь, карандаш - к каким бы техникам ни обращался автор, он воссоздает мир, наблюдаемый вокруг, мир который он любит и которым не устаёт восхищаться. Это своё упоение от творческой работы, с чем бы она ни была связана, Буров передаёт своим ученикам, дипломные работы которых свидетельствуют о серьёзности задач, которые ставит перед ними наставник. В микрорайоне Правдинск в городе Балахне по проекту Ю.М. Бурова был построен оригинальный деревянный, храм-часовня во имя Святого благоверного Александра Невского, храм-памятник является одним из красивейших современных храмов нашей епархии. Совместно с женой Татьяной, Юрием Буровым разработаны иконография и написаны иконы Оранской Божьей Матери, Питирима Тамбовского с житием, иконы Новомучеников Нижегородских и другие. Также им был разработан проект раки преподобного Алексия Бортсурманского, современника Серафима Саровского. Целостность натуры Юрия Бурова, его целеустремлённость и ответственность, как в зеркале, отражаются в его произведениях, в его образе жизни, в его отношении к делу, к людям и искусству. Н.Квач |